Статья в газете «Курск»

Опубликовано в автором Просмотров142

Надежда Глазкова, общественно-политическая газета «Курск»

«Души современных детей все равно тянутся к добру, теплу и свету»

tR82nlbhmMUКомандировки в районы Курской области — это всегда открытия! Так, в городе Дмитриеве нам посчастливилось встретиться с писателем — Виталием Белоусовым. Виталий Николаевич, что называется, творческий универсал — он и стихи пишет, и юмористические рассказы, а также повести для детей и подростков. Кроме того, Виталий Белоусов также является активным участником проекта по привлечению современных мальчишек и девчонок к чтению и литературному творчеству, который организован при Санкт-Петербургском институте культуры и искусства.

            Бравый десантник с блокнотом

Как рассказывает сам Виталий Николаевич, писать он начал очень рано — еще в детстве, причем первой «пробой пера» были стихи. О чем? Конечно же, о родном селе Махновка Суджанского района, где будущий писатель родился и вырос.
Когда пришла пора идти в армию, как говорит Виталий Николаевич, сам «напросился» в десантные войска.

— Это же модно было, в принципе, почему было, и сейчас тоже актуально, — рассказывает мой собеседник, — по здоровью вроде бы прошел. Попал сначала в учебку — в Каунас в Литве, а позже был отправлен в Витебск, Белоруссию.

Здесь Виталий Николаевич начал сотрудничать с дивизионной газетой.

— Сначала я писал туда небольшие заметки, — вспоминает Виталий Белоусов, — затем — рассказы и стихи. А при этой редакции была школа военных корреспондентов, и мне предложили в ней поучиться. Я с удовольствием согласился, закончил и получил корочку. Затем меня пригласили на стажировку в газете. До окончания службы оставалось два месяца, и все это время я с утра и до вечера проводил в разъездах по заданию редакции по воинским частям города Витебска.

Но какое дело будет интересно человеку без личностного роста?

— В Минске до сих пор выходит газета Белорусского военного округа, которая называется «Во славу Родины», — рассказывает Виталий Николаевич, — и я тоже стал понемногу отсылать туда различные материалы. Мы стали сотрудничать. Редакция эта однажды меня даже направила выступить со стихами на областном Белорусском радио.

— Так что после службы в армии я не только возмужавший вернулся, но и с хорошими творческими характеристиками из редакций витебских газет, — улыбаясь, замечает Виталий Белоусов, — с ними-то я и отправился в Воронежский университет на факультет журналистики, куда меня приняли на заочное отделение.

Параллельно Виталий Николаевич занимался поиском работы в районных газетах, и свободная вакансия нашлась в городе Дмитириеве.

— Меня сразу старшим литературным сотрудником в отдел сельского хозяйства определили, — рассказывает мой собеседник.

Так бывает, что тема может стать определяющей в жизни человека. Дело в том, что Виталий Белоусов, погрузившись, что называется, в материал, поступил сначала в Калиновский сельскохозяйственный техникум, блестяще окончив его, а после пошел в Курскую сельхозакадемию.

В это-то время Виталий Белоусов не только статьи в газету писал, но и начал создавать небольшие рассказы.

              А это интересно!

На вопрос о чем были его произведения, писатель замечает:

— О жизни. Я же по колхозам ездил, по предприятиям — что-то где-то подсмотрю, что-то мне люди расскажут. Как-то в памяти себе откладывал, замечая: «А это интересно» и потом записывал.

В это время Виталий Николаевич писал в основном юмористические рассказы, а также небольшие истории для детей.

Позже небольшие юморески вошли в один из сборников Виталия Белоусова — «Постоим у зеркала».

К слову, произведения из юмористического сборника, на мой взгляд, могут быть сценарием для короткометражных кинофильмов или послужить хорошей основой для выступления наших комиков.

Например, в произведении «На поводу у чужой лени» автор от лица главного героя рассказывает, как каждый вечер провожает своего начальника отдела — Петровича. Он мужественно переносит холод и неинтересную болтовню Петровича в надежде на то, что тот даст ему повышение. И вот, когда цель уже почти близка, супруга главного героя «спускает его на грешную землю».

— Емельян тоже провожал твоего Петровича и по часу топтался с ним на перекрестке… — заметила женщина, — да должности не получил. Потому что начальник твой — лодырь! Ждет, чтобы жена первой домой пришла и, пока он с тобой тут разговаривает, золу из печки выгребла, дров и угля из сарая принесла да заново ее растопила. Емелька-то его быстро раскусил, а ты — на поводу у чужой лени идешь!

В рассказах Виталия Николаевича искренне подкупает то, что юмор у него добрый, равно как и герои — совсем как в рассказе «Непредвиденная остановка».

— А вдохновила меня на его создание жизненная ситуация, — рассказывает Виталий Белоусов, — я как-то ехал в переполненном автобусе из Дмитриева в Железногорск. А тут бабуля спрашивает: «А Киликино скоро?» «Да мы уж давно от него отъехали», — ответили пассажиры. Видя, что бабушка почти в отчаянии, люди начали кричать: «Шеф, тормози, тут бабуля свою остановку проехала!», «Как же она эти три километра пройдет, бедняжка!» Все переполошились. А старушка тем временем достает таблетки, бутылочку с водой, выпивает лекарство. «Бабуле плохо!» — кричат пассажиры. И вот когда водитель уже почти решился на то, чтобы повернуть назад, бабушка призналась: «Ой, миленькие, я до Железногорска еду, а о Киликино спросила, потому что мне дочка сказала: «Как будешь в Киликино, таблетку выпей».

         Вот так Ракурс!

Лично для меня не меньший интерес представляют рассказы писателя, созданные благодаря случаям, приключившимся с ним во время работы в разных редакциях.

Так, однажды довелось Виталию Николаевичу попасть на чествование ветеранов в одном из сельских клубов.

— Фотографируя принаряженных дедушек и бабушек в орденах и медалях, я никак не мог найти нужный ракурс, — рассказывает автор, — а тут какая-то женщина подошла ко мне и спросила: «Что ты ищешь, милок?». «Ракурс», — ответил я. И тут она мне ответила так грубо: «Там он, на улице. Нечего ему здесь делать!» Я ее сначала не понял.

Как оказалось позже, Ракурсом величали местного хулигана, который мало того что чуть не избил молодого корреспондента, так едва не втянул его в криминальную историю.

— Как-то, когда я работал в Медвенской районке, — рассказывает уже другой случай мой собеседник, — отправили меня в Курск — сделать отпечатки фотографий для нового номера. Меня еще редактор почему-то спросил, есть ли мне где переночевать в городе. Я, правда, так и не понял, зачем он это у меня спросил. Управился я с делами в Курске и подъехал на остановку, а автобус до Медвенки так и не пришел. Что ж делать? Вышел я за Льговский поворот на Обоянскую трассу и побрел пешком. Все бы ничего, но пурга на улице была страшная! Подобрала меня какая-то машина, пять километров проехали, остановились — повернули назад, а я дальше отправился пешком. Я ж думал, что фотографии в сегодняшний номер пойдут. Иду и вижу, что дальнобойщики стоят — чай греют, паяльной лампой отогреваются, я мимо них прошел.

Когда Виталий Белоусов пришел в редакцию, то услышал от начальства вполне логичную фразу: «Ты что, сумасшедший, что ли?!».

— После этого случая у меня «родился» рассказ «Испытательный срок». То есть получается, что испытание на верность газете я прошел, — замечает писатель.

И Владимир Детков пригласил в Союз писателей

Шло время, произведений у Виталия Николаевича становилось все больше, правда, печатать их в сборниках он начал только после выхода на пенсию.
Первая книга вышла в типографии города Железногорска.
Чуть позже под эгидой той же типографии у Виталия Белоусова вышло уже четыре книги.

Как-то с книгами Виталия Николаевича познакомился Владимир Детков и сразу предложил ему вступить в Союз писателей России, что Виталий Белоусов с удовольствием сделал в 2009 году.

— А немного погодя я вступил в товарищество детских и юношеских писателей, которое работает при Союзе писателей России, — рассказывает мой собеседник, — и его руководитель Ирина Репьева предложила мне отдать кое-какие рассказы на конкурс детско-юношеской литературы. И я туда отослал свои повести для подростков «Вальс под облаками» и «Тили-тили-тесто». Оказалось, что конкурс этот международный и повести мои были отмечены дипломом победителя.

Кроме того, Виталий Белоусов с повестями для подростков занял также первое место на конкурсе, посвященном 110-летней годовщине Аркадия Гайдара, — «За вклад в детско-юношескую литературу».

— Ирина Репьева также посоветовала мне принять участие в проекте по привлечению детей к чтению через литературное творчество, который был организован при Санкт-Петербургском институте культуры и искусства, — рассказал Виталий Николаевич, — в нем занято множество людей — учителя школ, причем не только из России, но и Украины, а также Белоруссии. Курирует его Галина Варганова. Я пишу рассказы, которые размещаются на сайте проекта, а также читаются и разбираются на уроках литературы. Помимо этого, я предлагаю детям темы для сочинений, обсуждаю с ними свои рассказы.

Кстати, юные участники проекта также присылают Виталию Николаевичу свои произведения, которым писатель дает объективную оценку.

На вопрос о том, отличаются ли современные дети от тех, что были двадцать лет назад, Виталий Николаевич говорит:

— Нынешних ребятишек окружает много технических «заморочек», но их души, подобно душам детишек всех времен, тянутся к теплу, добру и свету.

Одной из последних книг Виталия Белоусова, напечатанных в Курске, стал сборник детских рассказов «Солнечный полдень».

Кстати, вдохновительницами большинства произведений в нем стали две дочери Виталия Николаевича, а иногда — и сама жизнь.

— Вот, например, тоже случай, произошедший у меня на глазах, — рассказывает мой собеседник, — привезли дедушке старые ящики на дрова. А ребятня их тут же подхватила и растащила по разным углам. Дед ругается на них, а мальчишки в ответ дразнятся. А как-то он увидел, что в одном из ящиков снежков до отказу набито. Подозвал он пацанов и начал рассказывать: «Помню, в войну закончились у нас снаряды, а бой продолжается. И вот такие же мальцы, как вы, не обращая внимания на пули, ползали и приносили нам снаряды, и мы их вот в такие ящики складывали». Так мальчишки подружились с дедом, стали его уважать и помогать ему.

Уже прощаясь с Виталием Белоусовым, я получила в подарок несколько его книг — таких же добрых, светлых, искренних, как и их создатель.
                                                                                              Надежда Глазкова

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники